В ходе проводимого консалтинга несколько раз пришлось столкнуться с темой учета основных средств стоимостью до 40 000 рублей. Такие основные средства компания может учитывать в составе материальных запасов, на балансовом счете 10 “Материалы”.
Учет в составе материальных запасов требует меньше времени, по сравнению с учетом основных средств. Не нужно заполнять многочисленные закладки карточки основного средства. В этом случае необходимо заполнить и распечатать первичные учетные документы, которыми принято оформлять движение материальных ценностей:
- Приходный ордер по форме М-4,
- Карточку учета материалов по форме М-17,
- Требование-накладную по форме М-11.
Бухгалтерская программа позволяет распечатать все вышеназванные документы после того, как будет отражена соответствующая операция.
А еще необходимо организовать забалансовый учет объектов с целью обеспечения сохранности этих объектов в процессе эксплуатации.
ПБУ 6/01 обязывает бухгалтеров обеспечить надлежащий контроль за движение материальных ценностей. А вот это, как правило, не делается.
Не понятно, чем руководствуются бухгалтера, игнорируя забалансовый учет, видимо нехваткой времени. Не понятно, как при такой постановке учета проводить инвентаризацию основных средств, учтенных на 10 счете, стоимость которых списана в расход. Понятно одно, при такой постановке бухгалтерского учета часть данных становится утерянной.
Если забалансовый учет не ведется, информация о наличии, движении и выбытии основных средств стоимостью до 40 000 рублей становится для пользователей (для собственников компании) просто недоступной. А поскольку эта информация интересна и необходима, ее придется восстанавливать. И на восстановление потребуется много времени. Восстанавливать забалансовый учет придется еще и потому, что рано или поздно нужно будет провести инвентаризацию материальных ценностей.
В вопросе выбора методов учета необходимо руководствоваться тем, что учет должен обеспечить сохранность ценностей.
Вторая проблема, которая бросилась в глаза — вся многочисленная номенклатура учитывается на одном, от силы на двух субсчетах 10 счета. Этакая “свалка”: тут тебе и питьевая вода, и бумага для офиса, и комплект монтажника, и пакеты для мусора, и мониторы, и принтеры, и аптечка, и перчатки пвх, и лампочки, и батарейки, и еще много всего. Все и вместе. Все приходуется, потом иногда списывается.
Необходимо систематизировать учет на балансовом счет 10 “Материалы”.
К балансовому счету 10 “Материалы” открыто много субсчетов, которыми можно воспользоваться. Если по каким-то причинам (например, так настроена выгрузка из другой программы) на одном субсчете учитываются и материалы, и инструмент, и расходные материалы, и основные средства стоимостью до 40 000 рублей, необходимо организовать аналитический учет по “складам”.
Бухгалтер должен взять себе за правило — анализировать остатки на 10 балансовом счете. Нередко случаются, что компания закупила дорогостоящий (до 40 000 рублей за комплект) инструмент, оприходование которого отразила по дебету 10 счета, затем инструмент был передан в эксплуатацию (именно за этим он и покупался). В бухгалтерском учете ввод в инструмента в эксплуатацию не отражен, он продолжает числиться по дебету 10 счета.
Компания ломает голову, какие предпринять действия, чтобы снизить налогооблагаемую прибыль. Хотя решение очевидно. Нужно ввести в эксплуатацию приобретенный инструмент и списать его стоимость в расход.
Учет материально-производственных запасов — трудоемкий и кропотливый процесс, требующий от бухгалтера навыков работы в бухгалтерской программе и систематического анализа учетных данных.
По вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности просьба обращаться по телефону (812) 309-18-67.