Учет материалов у генподрядчика

Компаниям, занимающимся строительными работами, а также обеспечением объектов строительства инженерными сетями и системами, необходимо правильно организовать учет материалов. Этот участок учета для строительных компаний традиционно считается самым трудоемким и сложным. Рассмотрим, каким образом оптимизировать учетный процесс и сделать учет материалов у генподрядчика правильным с точки зрения проверяющих органов и понятным не только бухгалтеру, но и руководству компании.

Оприходование материалов у генподрядчика.
Как правило, у генподрядчика организован центральный склад материалов, а также склады на каждом из объектов. Учет поступления и выдачи материалов целесообразно организовать по аналогичному принципу.

Если известно, что материалы закупаются для проведения работ на конкретном объекте, то приходовать материалы необходимо на этот объект. Если материалы могут быть использованы для проведения работ на различных объектах, то оприходование производится на центральный склад с последующей выдачей.

Передача материалов в производство (на сторону).
Для проведения строительно-монтажных работ материалы необходимо передать либо субподрядчикам, либо работникам предприятия. Передачу материалов на сторону или в производство оформляем документом “Накладная на передачу материалов на сторону” форма М-15. В бухгалтерском учете стоимость материалов продолжает числиться у генподрядчика на отдельном субсчете.

Списание стоимости материалов в бухгалтерском учете.
Некоторые бухгалтера при передаче материалов субподрядчикам или при передаче материалов на конкретный объект оформляют в бухгалтерском учете накладную — требование по форме М11 и сразу списывают стоимость материалов в бухгалтерском учете. Так поступать неверно.

Списание стоимости израсходованных материалов производится не в момент передачи материалов на сторону, а позже, когда работы на объекте будут закончены. Более того, часть неизрасходованных материалов может быть возвращена генподрядчику.

Субподрядик должен представить генподряднику Отчет об использовании материалов. Стоимость использованных субподрядчиком материалы подлежит списанию на основании Акта списания израсходованных материалов.

По окончании работ на объекте, работы передаются заказчику. Составляется Акт о приемке выполненных работ КС-2 и Справка о стоимости выполненных работ КС-3. В этот момент стоимость израсходованных материалов списывается со счета учета материалов на счет учета затрат (с Дт 10 в Кт 20). Аналогично списываем стоимость израсходованных материалов в случаях, когда происходит поэтапная сдача объекта.

Формы первичных документов.
Напоминаем, что с января 2013 года компании могут не использовать унифицированные формы, хотя использование унифицированных форм учета не запрещено. Формы первичных оправдательных документов, по которым ведется учет материалов у генподрядчика, необходимо утвердить в Приказе по Учетной политике.

По вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности просьба обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.