В стремлении организовать свое дело, каждый начинающий предприниматель старается до мелочей продумать детали бизнеса:
- выбор формы собственности (ООО или ИП),
- выбор поставщиков,
- анализ конкурентов,
- изучение рынков сбыта,
- изучение цен на услуги,
- предварительные расчеты эффективности бизнеса.
И вот решение принято. Еще немного, и бизнес будет запущен. И только с бухгалтерским заморочками разбираться совсем не хочется. Хотя это необходимо сделать именно на начальном этапе.
В этой статье мы постараемся рассказать об основных моментах, на которые следует обратить внимание начинающим предпринимателям.
Какую систему налогообложения выбрать?
Под системой налогообложения понимается совокупность налогов, которые необходимо уплачивать за отчетный период. Существуют упрощенная и основная системы налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (УСН).
Для предприятий малого бизнеса Упрощенная система налогообложения (УСН) предпочтительней (по меньшей мере, на начальном этапе).
При этой системе:
- большая часть налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль) заменяется всего одним налогом, нет необходимости в подготовке ежеквартальных деклараций по этим налогам,
- обязанность вести бухгалтерский учет существует,
- один раз в квартал рассчитываем и платим авансовые платежи по налогу (УСН),
- по итогам года рассчитываем и доплачиваем налог и сдаем декларацию по УСН и финансовую отчетность по сокращенной форме.
Для расчета налога по УСН необходимо определиться с базовыми показателями.
Существует возможность выбора базового показателя:
- доходы 6%,
- доходы минус расходы 15%
Выбираем базовый показатель при применении УСН:
- Если выбирается базовый показатель “доходы”, то для расчета размера платежа будет браться только доход, который поступил на расчетный счет или в кассу организации.
- Если в качестве базового выбирается показатель “доходы минус расходы”, то при проверке налоговая инспекция особо тщательно будет проверять расходы. Список расходов законодательно определен в Налоговом Кодексе и является закрытым.
Возможно, выбрав в качестве объекта налогообложения “Доходы”, работать Вам будет спокойнее.
Определитесь с возможным применением специального режима ЕНВД.
По некоторым видам деятельности разрешено применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который, как и налог по УСН:
- заменяет часть других налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество),
- показатели доходности по ЕНВД и виды деятельности, по которым применение налога ЕНВД возможно, определены в Налоговом Кодексе,
- в большинстве случаев, налог ЕНВД оказывается выгоден предпринимателям.
Для того, чтобы понять выгоду, достаточно составить предварительный расчет.
Важно отметить следующее.
1. Сумму налога (УСН или ЕНВД), причитающуюся к уплате в бюджет, уменьшаем на сумму перечисленных обязательных страховых платежей, оплаченных пособий по нетрудоспособности, платежей на добровольное личное страхование.
2. О выбранной системе налогообложения (УСН доходы или УСН доходы минус расходы), или о применении специального режима (ЕНВД) необходимо уведомить налоговую инспекцию в установленные законодательством сроки. Такое уведомление можно сделать сразу при регистрации компании.
А что делать, если Ваша организация применяет УСН или ЕНВД, а клиенты просят документы с НДС?
В этом случае рекомендуем дать клиенту следующие разъяснения.
Вы хоть и работаете без НДС, но стоимость товара, работ или услуг, которые Вы предлагаете, соответствует рыночным ценам, включающим в себя НДС.
Иными словами, дешевле свой товар Вы не продаете. Клиент, приобретая Ваш товар, всю его стоимость включает в расходы и тем самым снижает налог на прибыль.
А если бы Вы работали с НДС, то действительно, клиент мог предъявить бюджету входной НДС с купленного у Вас товара (работы, услуги), но в этом случае на расходы он отнес бы сумму меньшую, ровно на сумму НДС, которую предъявил бюджету.
Вывод: либо экономим на НДС (ставка налога 18 %), либо экономим на прибыли (ставка налога 20 %). По сути, Ваш клиент ничего не потерял.
Существует еще и основная система налогообложения. Основная система налогообложения характеризуется тем, что предприниматель обязан:
- вести бухгалтерский учет в полном объеме,
- рассчитывать и уплачивать в бюджет все налоги (НДС, налог на имущество, налог на прибыль, транспортный налог, земельный налог, экологический сбор),
- представлять налоговые декларации по окончании каждого квартала,
- представлять финансовую отчетность по окончании года в полном объеме.
А чем больше отчетов, тем больше возможностей сделать ошибки. Поэтому, применение упрощенной системы налогообложения предпочтительней для начинающего предпринимателя.
Своевременно сдавайте налоговую отчетность.
Если законодательство предусматривает по окончании квартала или года сдачу отчетности (декларации по ЕНВД, УСН налогу на имущество, налогу на прибыль,
НДС, расчет экологических платежей, персонифицированный учет, баланс), то эту отчетность необходимо составить по установленной форме и в установленные сроки сдать в налоговую инспекцию, Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования или органы статистики. В противном случае Вас ждут большие неприятности в виде штрафов, пеней, приостановления операций по расчетным счетам.
Заключите договор с оператором, осуществляющим передачу отчетности по каналам телекоммуникационной связи, то есть по интернету. Таким образом за незначительную плату Вы:
- избавитесь от необходимости стоять в очередях в налоговой инспекции или на почте,
- будете иметь возможность запросить сверки по налогам в удобное для вас время,
- сможете используя одно программное обеспечение сдать отчеты в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и органы статистики.
Своевременно платите налоги.
Нежелательно задерживать налоговые платежи. Постарайтесь придерживаться нескольких нехитрых правил:
- к моменту оплаты налогов на расчетном счете должно быть достаточно денег, предназначенных для этих целей,
- не откладывайте оплату налогов на последний день,
- подготовив платежное поручение на оплату налога, обязательно проверьте реквизиты платежа (КБК, реквизиты налоговой инспекции)
Так Вы избежите нежелательных штрафных санкций, включая приостановление операций по расчетным счетам.
Бережно относитесь к первичным учетным документам.
В процессе деятельности организации создается много первичных оправдательных документов. К ним относятся:
- так называемые “закрывающие документы” — акты и накладные от поставщиков,
- счета-фактуры,
- авансовые отчеты,
- банковские и кассовые документы,
- товаро-транспортные накладные,
- чеки, бланки строгой отчетности,
- акты сверки с контрагентами,
- вообще любые документы, даже те, которые Вам кажутся ненужными.
Своевременно получайте от контрагентов свои экземпляры документов и аккуратно подшивайте в регистраторы в хронологической последовательности. Регулярно (например, раз в неделю, в установленные дни) передавайте эти документы в бухгалтерскую службу организации. Храните даже служебные записки и служебную переписку, относящуюся к деятельности организации. Любой из этих документов может быть полезен при налоговой проверке.
На спорные вопросы ищите ответы в законодательстве.
Если возникают спорные вопросы по бухгалтерскому учету или налоговому законодательству и Вы вынуждены обратиться за разъяснениями к специалисту, задайте свой вопрос в письменной форме и получите письменный ответ.
Можно обратиться с вопросом в налоговую инспекцию по месту постановки на учет.
Ответ должен содержать ссылки на нормы Закона. Позиция должна быть обоснована.
В решении сложных вопросов устные ответы просто неприемлемы.
Следуя нашим советам, начинающим предпринимателям удастся избежать ошибок и штрафов.
Остались вопросы? Ждём Ваши комментарии!