Резерв на оплату отпусков

С 2011 года все компании, за исключением малых, обязаны создавать резерв на оплату отпусков.

Если компания приняла решение о создание резерва, то в Приказе по Учетной политике необходимо отразить:

  • принятый способ резервирования,
  • ежемесячный процент отчислений,
  • предельную сумму отчислений.

Вместо понятия “резерв на оплату отпусков” законодатель, руководствусь МСФО,  ввел понятие “отпускное оценочное обязательство”. Порядок отражения в учете оценочных обязательств регулируется ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”

Возможно несколько методов определения размера резерва на оплату отпусков.

Метод Налогового Кодекса.
Порядок формирования резерва на оплату отпусков определен в главе 324.1 Налогового Кодекса РФ. Необходимо составить специальный расчет-смету. В расчете-смете следует отразить размер ежемесячных отчислений в резерв, исходя из:

  • предполагаемой суммы расходов на оплату отпуска и страховых взносов в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования,
  • процента отчислений.

Размер процента отчислений в указанный резерв определяется исходя из соотношения предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков (Отпускных) к сумме годового ФОТ (фонда оплаты труда).

Метод Международного Стандарта Финансовой Отчетности (МСФО).
Можно рассчитать сумму  ежемесячных отчислений в резервный фонд по методике МСФО 19:
Сумма зарплаты за месяц+ страховые взносы за месяц / разделить на 28 дней и * умножить на 2,33 (количество дней отпуска, которое зарабатывает работник за месяц).  При этом:

  • сумму ежемесячного резерва необходимо определять отдельно по каждому работнику,
  • из ежемесячного расчета исключается зарплата уволившихся и вновь принятых работников.

В бухгалтерском учете отчисления в резервный фонд отражаются по дебету счетов 20, 25, 26, 44 и кредиту 96 счета.
Расходы на оплату очередных отпусков будут учитываться за счет созданного резерва. Чего нельзя сказать о компенсациях за неиспользованный отпуск.

Компенсацию за неиспользованный отпуск, выплачиваемые работникам при увольнении,  нельзя списать за счет резерва на оплату отпусков. Такое мнение высказал Минфин в своем письме № 03-03-06/4/2 от 03 мая 2012 года. Основной довод Минфина — компенсация за неиспользованный отпуск и расходы по оплате труда, сохраняемые работнику на время отпуска — это разные выплаты для работников.

В случаях, когда созданных резервов недостаточно, сумма превышения отпускных над созданным резервом учитывается в качестве актива предприятия на счете 97 “Расходы будущих периодов”.

После пересмотра величины оценочного обязательства суммы будут списаны со счета 97 в дебет счетов производственных затрат 20, 23, 24, 25, 26, 44. И уже после этого данные суммы будут списаны с кредита 20, 23, 24, 25, 26, 44 в дебет счета 96.

Выбранную методику необходимо закрепить в Приказе по Учетной политике предприятия.

По вопросам ведения бухгалтерского учета просим обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.