Проблемы со сменой главного бухгалтера

Причины, по которым главный бухгалтер  решает подать заявление об увольнении,   могут быть различные. И вот уже подходят к концу заветные 14 дней и кому-то надо передавать дела. Для одних работодателей смена главного бухгалтера на предприятии — дело привычное, для других- стихийное бедствие. Но и для тех, и для других важно, чтобы передача дел от старого бухгалтера новому прошла по всем правилам.

Правда, эти правила нигде не прописаны. Конечно, самым оптимальным было бы до момента передачи дел провести аудиторскую проверку. Но на практике такой вариант почти невозможен. На проведение аудиторской проверки необходимо достаточное количество времени, а на отработку дается 14 дней. Да и найти нового главного бухгалтера за такой период времени не всегда удается.

В любом случае, чтобы проблемы со сменой бухгалтера не возникло, рекомендуется  составить Акт передачи дел. Акт составляется в произвольной форме, обязательно указывается дата, время составления, наименование компании, фамилия и инициалы того, кто передает дела и того, кто принимает.

Вот лишь некоторые рекомендации по составлению Акта, укажите:

  • период, за который передаются документы,
  • наименование отчетности и сроки составления,
  • список учредительных документов,
  • список хозяйственных договоров,
  • список кредитных договоров, сроки погашения кредитных обязательств,
  • остатки по открытых расчетным счетам, перечень открытых расчетных счетов,
  • перечень чековых книжек, остатки по кассе (монеты, купюры, бланки строгой отчетности),
  • журналы, книги, оборотно-сальдовые ведомости, бухгалтерские и налоговые регистры,
  • приказы,
  • приказ по учетной политике,
  • справки о сверке с налоговым органом, Фондом социального страхования, Пенсионным Фондом,
  • перечень дебиторов и кредиторов с указанием сроков погашения задолженностей,
  • ключи от сейфов,
  • базы бухгалтерских данных,
  • электронные ключи и электронно-цифровые подписи.

Если планируется смена бухгалтера в организации,  желательно провести инвентаризацию наличных денежных средств и бланков строгой отчетности.
А также инвентаризацию (хотя бы частичную) имущества.

Обязательно проведите проверку расходов, доходов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности.

Смена главного бухгалтера завершается подписанием Акта передачи дел.

Важно! Необходимо сообщить налоговому органу о том, что произошла смена главного бухгалтера. Для этих целей предназначен бланк установленного образца. Заполните его и передайте лично или по почте с описью вложений.

Это необходимо сделать даже в том случае, если Вы передали аналогичное сообщение по средством телекоммуникационной связи.

Желаем успехов.