Большинство руководителей и владельцев бизнеса недолюбливают бухгалтерию, справедливо полагая, что благодаря этому подразделению происходит удорожание конечного продукта. Действительно, бухгалтерская служба выполняет вспомогательные для бизнеса функции и в этом смысле является обслуживающим звеном. Поэтому, необходимо организовать работу бухгалтерии таким образом, чтобы обеспечить оптимальное количество сотрудников бухгалтерского персонала и эффективность работы бухгалтерской службы.
Есть несколько первостепенных моментов, на которые следует обратить внимание, чтобы повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия:
- правильная организация системы документооборота компании,
- оптимизация бизнес-процессов,
- IT-оптимизация, автоматизация учетных процессов,
- мотивация персонала бухгалтерской службы.
Правильная организация системы документооборота компании позволяет:
- избежать дублирование функций и дублирование документов,
- сократить время, необходимое для подготовки, проверки и отражение в учете первичных учетных документов.
Для выполнения этой задачи необходимо разбить весь процесс документооборота на самостоятельные завершенные по смыслу микро-участки. После этого станет понятно, какие из документов и на каком этапе могут быть созданы, а затем переданы для дальнейшего использования другими подразделениями.
В результате, бухгалтерская служба в установленные сроки получит учетные документы, оформленные по всем правилам, содержащие обязательные реквизиты и подписи ответственных лиц.
Утвержденный график документооборота и утвержденные сроки представления первичных учетных документов должны неукоснительно соблюдаться всеми службами. Это позволит сократить время проверки и обработки первичных учетных документов.
В целях оптимизации бизнес-процессов целесообразно:
- выделить в отдельную службу специалистов так называемой “первой линейки”,
- освободить бухгалтерию от необходимости выполнять несвойственные функции.
Повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия можно, выделив отдельного специалиста или нескольких специалистов, имеющих экономическое образование и навыки работы с документацией, для выполнения функции так называемой “первой линейки”. Таким специалистам можно поручить, например:
- подготовку счетов на оплату и закрывающих документов для клиентов,
- выписку доверенностей,
- систематизацию уставных документов, поступивших от клиентов (в рамках подтверждения благонадежности компаний),
- распечатку счетов-фактур,
- выгрузку информации из одной информационной базы в другую,
- подготовку актов сверок с клиентами,
- работу с дебиторами.
Список можно продолжить в зависимости от специфики компании. Важно, что эти специалисты будут подготавливать и проверять первичку. В то время, как основные бухгалтера на основании уже проверенных документов будут составлять бухгалтерские проводки.
Другим важным моментов служит освобождение бухгалтерии от выполнения несвойственных функций. Иногда так происходит, что именно бухгалтеру приходиться связываться к контрагентами по поводу недостающих первичных документов, или отсутствия подписей на документах.
Некоторые руководители поручают бухгалтерам заказ воды в офис, заказ рекламной продукции, поиск поставщиков товаров или услуг и другие аналогичные вещи. Иногда, менеджеры, отвечая на звонок клиента и услышав слово “первичные документы” или “оплата”, не желая разбираться, просто переводят звонок в бухгалтерию.
Между тем, бухгалтерия должна обрабатывать готовые документы. А отрабатывать клиента должны менеджеры от начала до конца, от момента первичного знакомства до заключения сделки и подготовки комплекта документов по сделке.
Для того, чтобы бухгалтера тратили меньше времени на обработку первичных учетных документов и больше бы занимались анализом бухгалтерских данных и показателей отчетности, необходима автоматизация учетного процесса.
Любая автоматизация учетных процессов повышает эффективность работы бухгалтерской службы предприятия. Использование современных программ и отраслевых решений, сканирующих и других распознающих устройств, делают возможным обработать большой массив входящей информации, избежать
тех ошибок, которые неизбежны, если обрабатывать данные вручную.
Исключение “человеческого фактора” на этапе ввода информации — необходимое условие для последующей корректной обработки данных. Особенно это актуально при наличии большого количества номенклатурных позиций. Автоматизация учетного процесса приводит к сокращению числа бухгалтерского персонала, необходимого компании.
Эффективность работы бухгалтерской службы предприятия зависит и от того, насколько замотивированы работники бухгалтерии.
Объем работы, которую выполняет бухгалтерская служба, не всегда одинаков.
В отчетные периоды нагрузка на специалистов бухгалтерской службы повышается. Кроме исполнения текущих каждодневных задач, необходимо подготовить большое количество налоговых деклараций и отчетов.
Такая же ситуация складывается, если налоговая инспекция или Пенсионный фонд проводят проверку. Дополнительный объем работы приходится выполнять бухгалтерской службе в случаях камеральных проверок по НДС в связи с предъявленным налоговым вычетом. Так как, в установленные законодательством сроки необходимо скопировать, пронумеровать, сброшюровать большой объем документов, составить пояснительные записки и разъяснения. Для того, чтобы в таких случаях не пострадал текущий учетный процесс, бухгалтера вынуждены выходить на работу в выходные дни или задерживаться после работы.
Эти факторы и особенности бухгалтерского труда необходимо учитывать, разрабатывая Положение об оплате труда и Положение о премировании сотрудников бухгалтерской службы.
Есть еще один вариант, как можно повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия. Можно передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в специализированное бухгалтерское агентство на аутсорсинг.
Если Вы выбираете этот вариант, то для получения дополнительной информации об аутсорсинге бухгалтерского учета, стоимости услуг и порядке передачи дел просим связаться с нашими специалистами, заполнив форму обратной связи.
Большинство руководителей и владельцев бизнеса недолюбливают бухгалтерию, справедливо полагая, что благодаря этому подразделению происходит удорожание конечного продукта. Действительно, бухгалтерская служба выполняет вспомогательные для бизнеса функции и в этом смысле является обслуживающим звеном. Поэтому, необходимо организовать работу бухгалтерии таким образом, чтобы обеспечить оптимальное количество сотрудников бухгалтерского персонала и эффективность работы бухгалтерской службы.
Есть несколько первостепенных моментов, на которые следует обратить внимание, чтобы повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия:
- правильная организация системы документооборота компании,
- оптимизация бизнес-процессов,
- IT-оптимизация, автоматизация учетных процессов,
- мотивация персонала бухгалтерской службы.
Правильная организация системы документооборота компании позволяет:
- избежать дублирование функций и дублирование документов,
- сократить время, необходимое для подготовки, проверки и отражение в учете первичных учетных документов.
Для выполнения этой задачи необходимо разбить весь процесс документооборота на самостоятельные завершенные по смыслу микро-участки. После этого станет понятно, какие из документов и на каком этапе могут быть созданы, а затем переданы для дальнейшего использования другими подразделениями.
В результате, бухгалтерская служба в установленные сроки получит учетные документы, оформленные по всем правилам, содержащие обязательные реквизиты и подписи ответственных лиц.
Утвержденный график документооборота и утвержденные сроки представления первичных учетных документов должны неукоснительно соблюдаться всеми службами. Это позволит сократить время проверки и обработки первичных учетных документов.
В целях оптимизации бизнес-процессов целесообразно:
- выделить в отдельную службу специалистов так называемой “первой линейки”,
- освободить бухгалтерию от необходимости выполнять несвойственные функции.
Повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия можно, выделив отдельного специалиста или нескольких специалистов, имеющих экономическое образование и навыки работы с документацией, для выполнения функции так называемой “первой линейки”. Таким специалистам можно поручить, например:
- подготовку счетов на оплату и закрывающих документов для клиентов,
- выписку доверенностей,
- систематизацию уставных документов, поступивших от клиентов (в рамках подтверждения благонадежности компаний),
- распечатку счетов-фактур,
- выгрузку информации из одной информационной базы в другую,
- подготовку актов сверок с клиентами,
- работу с дебиторами.
Список можно продолжить в зависимости от специфики компании. Важно, что эти специалисты будут подготавливать и проверять первичку. В то время, как основные бухгалтера на основании уже проверенных документов будут составлять бухгалтерские проводки.
Другим важным моментов служит освобождение бухгалтерии от выполнения несвойственных функций. Иногда так происходит, что именно бухгалтеру приходиться связываться к контрагентами по поводу недостающих первичных документов, или отсутствия подписей на документах.
Некоторые руководители поручают бухгалтерам заказ воды в офис, заказ рекламной продукции, поиск поставщиков товаров или услуг и другие аналогичные вещи. Иногда, менеджеры, отвечая на звонок клиента и услышав слово “первичные документы” или “оплата”, не желая разбираться, просто переводят звонок в бухгалтерию.
Между тем, бухгалтерия должна обрабатывать готовые документы. А отрабатывать клиента должны менеджеры от начала до конца, от момента первичного знакомства до заключения сделки и подготовки комплекта документов по сделке.
Для того, чтобы бухгалтера тратили меньше времени на обработку первичных учетных документов и больше бы занимались анализом бухгалтерских данных и показателей отчетности, необходима автоматизация учетного процесса.
Любая автоматизация учетных процессов повышает эффективность работы бухгалтерской службы предприятия. Использование современных программ и отраслевых решений, сканирующих и других распознающих устройств, делают возможным обработать большой массив входящей информации, избежать
тех ошибок, которые неизбежны, если обрабатывать данные вручную.
Исключение “человеческого фактора” на этапе ввода информации — необходимое условие для последующей корректной обработки данных. Особенно это актуально при наличии большого количества номенклатурных позиций. Автоматизация учетного процесса приводит к сокращению числа бухгалтерского персонала, необходимого компании.
Эффективность работы бухгалтерской службы предприятия зависит и от того, насколько замотивированы работники бухгалтерии.
Объем работы, которую выполняет бухгалтерская служба, не всегда одинаков.
В отчетные периоды нагрузка на специалистов бухгалтерской службы повышается. Кроме исполнения текущих каждодневных задач, необходимо подготовить большое количество налоговых деклараций и отчетов.
Такая же ситуация складывается, если налоговая инспекция или Пенсионный фонд проводят проверку. Дополнительный объем работы приходится выполнять бухгалтерской службе в случаях камеральных проверок по НДС в связи с предъявленным налоговым вычетом. Так как, в установленные законодательством сроки необходимо скопировать, пронумеровать, сброшюровать большой объем документов, составить пояснительные записки и разъяснения. Для того, чтобы в таких случаях не пострадал текущий учетный процесс, бухгалтера вынуждены выходить на работу в выходные дни или задерживаться после работы.
Эти факторы и особенности бухгалтерского труда необходимо учитывать, разрабатывая Положение об оплате труда и Положение о премировании сотрудников бухгалтерской службы.
Есть еще один вариант, как можно повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия. Можно передать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в специализированное бухгалтерское агентство на аутсорсинг.
Если Вы выбираете этот вариант, то для получения дополнительной информации об аутсорсинге бухгалтерского учета, стоимости услуг и порядке передачи дел просим связаться с нашими специалистами, заполнив форму обратной связи.