Продавцы стремятся заполучить покупателя любой ценой, заманивают его различными скидками, обещают подарки. Все — для покупателя. Все — ради увеличения доходности продавца.
Целые группы специалистов работают над маркетинговой политикой компании, разрабатывают программы лояльности клиентов. Среди самых распространенных приемов — предоставление скидок покупателям и выдача подарков покупателям. Причем, в последнее время скидки не так популярны среди покупателей, как подарки.
Многие покупатели считают, что продавец изначально “навернул” цену и путем скидки скорректировал ее до нормального, рыночного уровня. Другое дело — подарки. Совершая покупку, можно получить что-то ценное в подарок, а уж если речь идет о крупной покупке (автомобиль, например), то можно выпросить у продавца достаточно дорогие подарки (колеса, коврики, сигнализацию).
Отметим сразу, предприятия применяющие УСН, не смогут учесть стоимость выданного подарка в расходах, поскольку такие расходы не поименованы в списке расходов по УСН.
Если предприятие применяет общую систему налогообложения, то расходы на выданные подарки должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Для этих целей на предприятии необходимо:
- разработать Положение о рекламе, в котором указать, что выдача бонусных подарков покупателям проводится в рамках программы лояльности клиентов, целях сохранения старых клиентов и привлечения новых клиентов,
- издать приказ за подписью директора, в котором четко прописать сроки начала и окончания акции, а также описать саму акцию (кому, что и при каких условиях дарим),
- в документах, подтверждающих передачу товара в качестве бонусного подарка, необходимо подтвердить факт получения бонусного подарка покупателем его подписью и (или) иных способом (чек об оплате основного товара),
- стоимость врученных бонусных подарков оформить соответствующим актом списания.
Можно ли считать дарением предоставление бонусного подарка покупателю? На этот вопрос ответ однозначный: нет. По договору дарения одна сторона передает другой безвозмездно вещь в собственность. При этом не относятся к дарению сделки, предусматривающие встречные обязательства.
Бонусный подарок вручается за выполнение условий договора розничной купли-продажи (встречное обязательство), согласно которому покупатель уже исполнил какие-то условия продавца (приобрел необходимое количество товара). Поэтому предоставление бонусного подарка не признается договором дарения.
Расходы продавца по предоставлению бонусного подарка возникают в результате продажи товаров и поэтому относятся к расходам по обычному виду деятельности и отражаются в учете на момент предоставления подарка.
НДС со стоимости бонусного подарка необходимо начислить из расчета рыночной цены продажи бонусного подарка. Возможен несколько другой вариант. Восстановить входной НДС со стоимости бонусных подарков и доначислить с учетом рыночной цены продажи бонусного подарка.
По вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности просим связаться с нами по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.