Это сейчас бухгалтер может выбирать программу для ведения бухгалтерского учета. Но так было не всегда. В прошлом веке, в далеком 1980 году, когда я после окончания техникума поступила на работу бухгалтером на Ленинградское производственное трикотажное объединение (было тогда такое, располагалось по адресу: Заневский проспект, дом 30), бухгалтерский учет был практически полностью ручной.
Первичные документы, разумеется, существовали. Накладные, товаро-транспортные накладные, платежные поручения в банк — все печаталось на печатной машинке (иногда на ручной, чаще — на электрической). Все остальное бухгалтера составляли на бумажных носителях вручную. Программа для ведения бухгалтерского учета была у каждого бухгалтера в голове.
Существовали такие бланки, они назывались пустографки. Сшивалось или склеивалось несколько пустографок. И в течение месяца вручную заносились данные согласно первичных документов. Таким образом составлялись журналы-ордера и ведомости.
В конце месяца все бухгалтера сверялись между собой по остаткам на балансовых счетах. Если хотя бы одна копейка не шла, искали до тех пор, пока не находили.
Нужно сказать, что складывали данные ведомостей и журналов-ордеров на счетах или электронно-вычислительной машинке “Электроника” (калькуляторы появились значительно позже). Складываешь такой длинный столбик цифр, потом пересчитываешь. Если два раза получается один и тот же результат, значит все правильно.
Далее составлялись шахматка и оборотно-сальдовый баланс и заполнялся баланс предприятия (один раз в год). Позже, когда я стала работать самостоятельно, опыт, приобретенный в бухгалтерии трикотажного объединения, мне очень пригодился. Мне было понятно, с чего начинать и чем все должно закончиться.
Так, на бумажных носителях, пришлось работать долго. Первая программа для ведения бухгалтерского учета, которую я увидела, - программа “Парус”. Затем появилась “1С-Бухгалтерия” под Windows 3. Еще даже не освоив программу, мне она очень понравилась. Она считала за меня цифры, этот длинный столбик цифр, сама составляла оборотку и заполняла баланс, мое дело было правильно отражать хозяйственные операции в программе для ведения бухучета.
По мере того, как шло время и менялись правила ведения бухгалтерского учета, программа для ведения бухгалтерского учета менялась и совершенствовалась, становилось все более удобной для работы. Теперь я могу сравнивать, ведение бухгалтерского учёта вручную и в специализированной программе.
Я за программу! Однозначно!
В настоящее время специализированных бухгалтерских программ появилось много, от разных разработчиков. Одни устанавливаются на персональный компьютер. Другие программы устанавливаются на сервере компании-
поставщика (облачные решения).
И второй вариант мне представляется предпочтительней, компания-поставщик:
- отслеживает все изменения законодательства,
- дорабатывает программное обеспечение,
- находит ошибки в программе и исправляет,
- делает резервные копии,
- обновляет он-лайн формы отчетности
- позволяет представить отчетность в налоговую инспекцию, ПФР, ФСС и Росстат в электронном виде прямо с сервера компании-поставщика.
Если программа устанавливается на персональном компьютере, пользователю самостоятельно придется обновлять программу и делать резервное копирование базы.
Среди облачных решений мне очень понравилась бухгалтерия “Эльба”. Удобная, некоторые предприниматели сами ведут в “Эльбе” учет и справляются с успехом.
Обычно, разработчики предлагают отраслевые решения для предприятий различных сфер деятельности. Справедливости ради надо сказать, что не всегда штатная конфигурация бухгалтерской программы отражает потребности бухгалтера.
Иногда штатную конфигурацию приходится изменять. В последующем поддержка актуальности версии такой (доработанной) программы обойдется пользователю дороже, чем обновление штатной конфигурации. Именно по этой причине я предпочитаю использовать все имеющиеся штатные разработки программы. Как показывает практика, такой вариант вполне реален, нужно только немножко поразмыслить и изучить все возможности бухгалтерской программы.
Специализированная программа для ведения бухгалтерского учета дает бухгалтеру больше времени для анализа учетных и отчетных данных. И это самое главное преимущество автоматизированного учета перед ручным.
Есть только одно небольшое замечание. Очень важно правильно организовать ведение учета в программе. То есть постановка бухгалтерского учета в специализированной программе — важная часть бухгалтерской работы. Но это тема для отдельной статьи.
Если Вам необходимы консультации по ведению бухгалтерского учета, просим обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.