В последнее время приходится много общаться с предпринимателями.
У большинства из них одинаковые сомнения, опасения и заблуждения. Попытаюсь немного успокоить предпринимателей, развеять их сомнения и заблуждения.
Заблуждение первое. Про первичные документы.
Все предприниматели знают, что если отдать первичные документы бухгалтеру, уж он — то найдет, что с этими документами делать. И тут я с предпринимателями абсолютно согласна.
Не согласна с другим. Многие думают, что не важно, в какие сроки передаются документы бухгалтеру. И поэтому копят у себя первичные документы (вот наберется стопка побольше, тогда передам).
Если есть такая возможность, первичные документы необходимо передавать не менее двух раз в месяц (а при значительном документообороте — чаще). У бухгалтера должно быть время спокойно и вдумчиво обработать документы, если потребуется замена — запросить и получить исправленный документ.
Иногда бухгалтер все сделал, рассчитал налоги, закрыл период, и тут всплывает еще один (или не один) документ. Его сначала забыли отдать, потом потеряли, потом нашли и принесли. Приходится перепроводить все заново, снова сверять регистры, снова считать налоги, снова вносить корректировки.
От сроков передачи документов зависит качество оказываемых услуг и размеры налоговых платежей. Поэтому соблюдение сроков передачи документов — важный момент.
Заблуждение второе. Главное — провести сделку, а документы по сделке — это потом, пускай бухгалтер думает. Действительно, сделка — всегда важней. Но если не оформить правильно документы, можно получить по сделке не тот результат, на который рассчитывал. Иногда предприниматели просто не знают, какими документами оформить сделку.
Самая распространенная ситуация, которую допускают предприниматели, реализующие в розницу различные товары: перевели деньги с расчетного счета на корпоративную карту, купили товаров оптом с хорошей ретроспективной скидкой и продали у себя в торговой точке. А как закрывать полученные подотчетные суммы — пускай бухгалтер думает. А ведь можно посоветоваться с бухгалтером и уж он обязательно напомнит, что необходимо взять товарный чек.
Когда проверка со всех подотчетных сумм начислит предпринимателю ндфл, будет поздно.
Заблуждение третье. Бухгалтера умеют учитывать только что-то одно (торговлю, услуги или производство). Если предприниматели ищут бухгалтера на производство, то они рассматривают только кандидатов с опытом на производстве. По мнению многих предпринимателей — работодателей, если бухгалтер не работал в строительстве (торговле, турагентсве, зубоврачебной клинике, зоомагазине, на производстве, в автоцентре и так далее), то он и не разберется.
А между тем, правила бухгалтерского учета одинаковые, независимо от вида деятельности. Это только на курсах учат бухучету по определенному виду деятельности (общепит, строительство, розница). Если претендент на должность кроме бухгалтерских курсов закончил техникум и/или высшее учебное заведение по экономической специальности, имеет достаточный практический опыт, уверяю Вас, он способен разобраться и в торговле, и в производстве, и в чем еще потребуется.
Конечно, в каждой отрасли есть свои особенности, которые отражаются в том числе и в бухгалтерском учете. Но эти особенности можно понять, важно только иметь желание во всем разобраться. И иметь под рукой нормативно-правовую базу.
Заблуждение четвертое. При наличии бухгалтерской программы все делает программа. Бухгалтер только нажимает на кнопки на клавиатуре.
Да, программа — это просто здорово. Когда есть с чем сравнивать, есть опыт ведения бухгалтерского учета в ручную (только пустографка и калькулятор), понимаешь, сколько работы за бухгалтера делает компьютер. Но программа сама по себе ничего не делает. Мало занести документы в программу. Необходимо еще сформировать бухгалтерские регистры и проверить, насколько правильно отражены данные. А потом заполнить налоговые декларации и еще раз проверить правильность их заполнения. Поэтому бухгалтеру необходимы знания и по бухучету, и по налогообложению, и навыки работы с программным обеспечением.
Надеемся, что наши доводы помогут сломать сложившиеся стереотипы и предприниматели начнут думать по-другому.
По вопросам ведения бухгалтерского учета просьба обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.