Налог на прибыль. Как обосновать расходы

Каждый плательщик налога на прибыль старается учесть все затраты предприятия и сделать налог на прибыль  как можно меньше. Каждый инспектор, проверяя налога на прибыль, обращает пристальное внимание на следующие виды расходов:

  • консультации и маркетинговые исследования,
  • реклама,
  • аренда помещений и площадок,
  • расходы на форменную одежду и форменную одежду,
  • услуги по уборке помещений и вывозу отходов.

Как правильно оформить документы по перечисленным расходам, чтобы у проверяющих не осталось сомнений в том, расход обоснован и действительно был произведен?

Консультационные услуги и маркетинговые исследования полезны, а иногда и просто необходимы предприятиям. Изучение и анализ сегментов рынка, конкурентов в конечном итоге приводят к увеличению числа клиентов и повышению выручки.

Услуги маркетолога могут быть необходимы, если предприятие собирается заняться дополнительным видом бизнеса, в котором еще нет наработок.
Полезно проконсультироваться по вопросам внедрения передовых систем оплаты труда и мотивации работников, или по вопросам внедрения нового программного обеспечения. Если в компании нет своего юриста, то придется обращаться за юридической консультацией в стороннюю организацию.

Со всеми компаниями, консультационными, юридическими или маркетинговыми услугами которых пользуется предприятие, необходимо обязательно заключить Договор на оказание услуг.

Акт о выполнении работ, который в рамках Договора будет представлен поставщиком, должен не просто содержать информацию о наименовании услуг и их стоимости.  Необходимо составить Отчет о проделанной работе, приложить информацию аналитического характера, включая расчеты, схемы, выкладки.
Чем больше такой информации будет представлено, тем меньше у проверяющих будет сомнений в подлинности услуг. Отчет должен содержать итоговую часть, выводы, из которых будет прослеживаться экономическая полезность и обоснованность проведенной работы.

Реклама всегда вызывает пристальное внимание проверяющих. Поэтому, необходимо собрать материалы, подтверждающие, что реклама действительно проводилась.

  1. Если приобреталась реклама на щитах — фотографии щитов, в Акте обязательно должна содержаться информация о сроках, в которые на данных щитах (укажите адреса щитов) реклама была развешана.
  2. Если проводилась реклама на радио или телевидении, необходима Эфирная справка, а также дубликат эфирного ролика.
  3. Если проводилась реклама в Интернете, распечатайте картинки с сайтов, на которых публиковалась реклама, и приложите к Акту выполненных работ.
  4. Если проводилась реклама в печати, сохраните номер журнала или газеты, или хотя бы вырезку из номера.
  5. Если проводилось рекламное мероприятие (по примеру дней открытых дверей), необходим утвержденный руководителей компании маркетинговый план.

Маркетинговый план должен отражать следующее:

  • цель мероприятия,
  • сроки проведения мероприятия,
  • примерный список приглашенных лиц,
  • описание мероприятия,
  • смету мероприятия.

По окончании проведения мероприятия необходимо составить Отчет о проведенном мероприятии и приложить маркетинговый план.

Арендные платежи тоже привлекают внимание проверяющих. Договоры по аренде помещений под офис, складских помещений  или площадок для хранения товара требуют тщательной юридической проработки и мы не советуем на этом экономить. К договору необходимо приложить документ, подтверждающий право собственности арендодателя, или его право владения.

Размер арендной платы может быть достаточно высок. Стоимость аренды зависит от расположения офиса, состояния и наличия ремонта, наличие возможности подключения современных средств связи (беспроводной интернет, телефонная станция), роста стоимости коммунальных платежей. Необходимо предусмотреть возможность проведения текущих ремонтов за счет средств арендатора по согласования с арендодателем.

Если арендуются площадки под хранение товаров или складские помещения, необходимо обратить внимание на то, чтобы эти объекты были надлежащим образом оборудованы и хорошо охранялись.

В связи с арендой производственных и офисных площадей больших размеров, стоимость уборки таких помещений тоже может составить весомую сумму.
Особенно это касается случаев, когда производится:

  • уборка труднодоступных мест (фасады и купола зданий),
  • уборка производственных помещений специальными средствами (например, уборка зон по ремонту автотранпортных средств).

Стоимость уборки будет выше, если она проводится в ночное время.

Расходы на спецодежду и форменную одежду можно учесть в целях налогообложения прибыли. Для того, чтобы у проверяющих не было вопросов в отношении приобретения спецодежды и форменной одежды:

  • включаем пункт о форменной одежде или о спецодежде в Трудовой договор с работником,
  • разрабатываем специальный регламент — Положения о спецодежде и форменной одежде.

Специальная одежда (спецодежда) предназначена для защиты работников от вредных и негативных условий окружающей среды.
Разрабатывает и утверждаем:

  • список специальностей и должностей, которым положена выдача спецодежды,
  • комплекты спецодежды с указанием конкретных вещей (курта, брюки, кепка и др.),
  • сроки выдачи и замены спецодежды.

Движение (выдачу и возврат) спецодежды отражаем в складских карточках.

Форменная одежда способствует идентификации персонала, лояльности покупателей, делает компанию узнаваемой в глазах потенциальных покупателей.
Разрабатывает и утверждаем:

  • список специальностей и должностей, которым положена выдача форменной одежды,
  • комплекты форменной одежды с указанием конкретных вещей (блузка, жилет, шейный платок, и др.),
  • сроки выдачи и замены форменной одежды.

Движение (выдачу и возврат) форменной одежды отражаем в складских карточках.

Создаем приказ за подписью руководителя компании, в котором указываем :

  • на обязательное требование для персонала носить форменную одежду или спецодежду в рабочее время,
  • на необходимость вернуть полученную форменную или спецодежду в случаях увольнения работника, ввиду того, что форма и спецодежда является собственностью компании.