Как бухгалтеру проверить себя

Существует такая шутка, что бухгалтер, как сапер — ошибается один раз.
Отчасти, это правда. Стоит бухгалтеру один раз не проверить себя, и вот уже техническая неточность или ошибка влечет за собою недостоверную отчетность,  уточнение данных налоговой декларации и доплату налогов.
Поэтому, для бухгалтера важно своевременно проверять себя.

Обозначим основные этапы самопроверки бухгалтера.


Правильность заполнения первичных учетных документов проверять лучше сразу в момент получения.
Получив первичный документ, необходимо проверить заполнение обязательных реквизитов, наличие подписей и печатей, а также арифметику документа. Если есть замечания, можно сделать копию документов, обозначить неверные реквизиты красной ручкой и вернуть эту копию на исправление контрагенту.
Оригинал документа, выписанного контрагентом с ошибками, обозначить сигнальной меткой и заменить при получении правильно заполненного первичного документа.

Перед составлением отчетности за месяц необходимо убедиться, что все документы, относящиеся к текущему месяцу, отражены в учете.
Отрабатывать в учете документы необходимо по мере их поступления. Не нужно накапливать большое количество не отработанных в учете документов.
Отработанные документы необходимо подшить в папки по датам, от меньшей к большей. В случае необходимости, Вы всегда сможете найти оригинал электронного документа по дате его создания.

Если есть займы и кредиты, необходимо проверить начисление процентов по займам и кредитам.
Обратите внимание, у банков расчетный период  может не совпадать с календарным месяцем. Поэтому, целесообразно вести таблицу по процентам в разрезе каждого кредитного договора. И контролировать сумму начисленных процентов.
У некоторых банков расчетным является период с 15 по 15 число, другие банки начисляют проценты с 30 по 30 число.
Расхождения по суммам начисленных процентов банков и предприятием необходимо оценивать и проверять.

Перед составлением отчетности  необходимо сверить остатки по балансовым счетам 50 “Касса” и 51 “Расчетный счет” , сформированные в бухгалтерской программе, с остатками по кассовой книге и банковским выпискам на последнее число месяца.
На практике встречаются такие ситуации:

  • выгрузили данные в программу, а часть документов (выписок банка) распровелась (снялась отметка о проведении документа).
  • банк изменил первоначально выданную выписку.

В любом случае, необходимо удостовериться, что остатки по банку и кассе отражены правильно.

После этого, можно провести регламентную операцию “Закрытие месяца”.
Мы предлагаем эту регламентную операцию проводить как минимум, 2 раза.

  1. Первый раз “закрываем месяц”,
  2. смотрим оборотно-сальдовую ведомость за месяц,
  3. находим и исправляем ошибки,
  4. снова проводим “закрытие месяца”,
  5. закрываем период в программе.

Приступаем к анализу  данных, сформированных в оборотно-сальдовой ведомости.
На что нужно обратить внимание:

  • остатков по счетам 20,44,90,91 быть не должно,
  • не должно быть красных остатков по счетам 62.1, 62.2, 60.1, 60.2,
  • для проверки остаточной стоимости основных средств формируем амортизационную ведомость и внимательно смотрим, нет ли отрицательного сальдо на конец периода по каждому основному средству, такие ошибки возможны, если вручную проводились какие-то операции с основными средствами, для исправления ошибки необходимо перепровести операции по соответсвующему основному средству,
  • необходимо сформировать аналитические данные по каждому из субсчетов 62, 60, 76 и проанализировать остатки по каждому контрагену,
  • если по одному и тому же контрагенту числятся одинаковые остатки по каждому из субсчетов, формируем карточку контрагента, анализируем еще раз и последовательно  перепроводим все документы по контрагенту,
  • формируем ведомость по 10 счету “Материалы” и анализируем остатки, внимание обращаем на слишком большие или слишком маленькие цифры,
  • формируем 19 счет, проверяем соответствие суммы по Дт 19 счета и Дт 60 счета, если на 60 счете нет остатков по этому контрагенту, задаем себе вопрос: по какой причине не принят вычет по НДС?,
  • аналогично проверяем соответствие остатков на счете 76АВ и 62.2.

На практике, мы всегда делали так: расшифровывали каждый из остатков оборотно-сальдовой ведомости.
Иногда поднимали первичные документы, например, чтобы удостовериться, что по договору действительно предусмотрена предоплата работ.
После проведения такого анализа бухгалтер может быть уверен, что все остатки, которые отражены на бухгалтерских счетах, подтверждены документами и соответствуют действительности.

Повторно закрываем месяц и закрываем период в бухгалтерской программе.
Формируем баланс, Актив равен Пассиву?

На что нужно еще обратить внимание?

Необходимо запросить в налоговой инспекции сверку по расчетам с бюджетом и сверить с данными бухгалтерского учета, по необходимости, провести корректировки.

Подготавливаем налоговые декларации.

Декларация по транспортному налогу автоматически формируется из программы “1С-Бухгалтерия 8”, для этого необходимо внести в справочник данные о регистрации постановки и снятия с учета транспортного средства. Причем, эти данные должны соответствовать данным ПТС, реализация транспортного средства может быть позднее, чем снятие с учета. Но в декларации необходимо указать именно дату снятия с учета.

Декларация по НДС в программе “1С-Бухгалтерия 8” формируется правильно, если Вы корректно отразили в учете хозяйственные операции. После того, как Вы заполните декларацию по НДС, сформируйте Книгу покупок и Книгу продаж. Ваша задача сверить суммы по декларации и по Книгам.
Затем необходимо сформировать бухгалтерский документ “Анализ счета 68.2” и сверить его с декларацией по НДС и Книгами.

Декларация по налогу на прибыль формируется в программе “1С-Бухгалтерия” достаточно корректно, но проверка все же необходима.
Заполните декларацию, а затем расшифруйте каждую строчку каждого листа, сформируйте оборотно-сальдовые ведомости по 90 и 91 счету по данным налогового учета и проверьте данные декларации.

Заполнение декларации по ЕНВД или УСН не представляют сложностей. Важно только сверить сумму начисленных и перечисленных налоговых платежей.

И еще советы из практики.

  • Избегайте “ручных операций” и “ручных корректировок” в учете. Это позволит получить правильно заполненные бухгалтерские и налоговые регистры.
  • Не спешите “ломать” штатную конфигурацию бухгалтерской программы. Изучите все возможности программы, постарайтесь использовать уже имеющиеся штатные документы и обработки. В противном случае, при каждом обновлении платформы программы, Вам будет необходимо учитывать изменения в нештатных документах, что потребует дополнительных финансовых вливаний бизнес.
  • Если предприятие применяет специальный налоговый режим, следите за соблюдением условий, при которых применение этого режима возможно.