Бухгалтерский учет в рекламном агентстве

Рекламные агентства могут предоставлять несколько видов услуг:

  • интернет-реклама (разработка сайтов, включая дизайн, текстовое наполнение сайта, контекстная реклама на сайте, представление в аренду рекламных площадей сайта)
  • медиа-реклама (создание радио- и телевизионных роликов и их трансляцию в системах масс-медиа),
  • организация и проведение выставок, презентаций, включая предоставление выставочных площадей и выставочного оборудования,
  • наружная реклама (щиты, билборды, растяжки).

Рекламное агентство может само выполнить услуги (например, при наличии в штате квалифицированных программистов и дизайнеров, агентство может само разработать сайты). Результатом работы рекламного агентства будут выполненные услуги.

Бухгалтерский учет рекламного агентства в этом случае не будет отличаться от обычного учета выполнения работ или услуг. Все затраты будут собраны на 20 и на 26 счете и отнесены на 90 счет.

Рекламное агентство может выступить как посредник и передать оформление рекламного заказа на сторону (непосредственному производителю). Рекламное агентство выступит в качестве Агента или посредника. Такого рода деятельность осуществляется Агентскому договору или по договору комиссии.

Большая часть агентств работает по Агентским договорам. Они обязуются за вознаграждение совершать сделку по поручению Заказчика или Клиента. Клиент или Заказчик называется Принципалом.

Агент может совершать сделку:

  • за счет Принципала и от своего имени,
  • за счет Принципала и от имени Принципала.

Иными словами, с участием или без участия в расчетах.

Важным условием выполнения агентского договора является обязательство рекламного Агента представить отчет Агента Принципалу.

Отчет Агента должен содержать доказательства расходов, произведенных агентом за счет Принципала:

  • перечень расходов,
  • документы, подтверждающие эти расходы,
  • расчет вознаграждения Агента.

Отчет считается принятым, если Принципал не выразил возражений по отчету.

Размер вознаграждения, причитающегося Агенту, и порядок выплаты вознаграждения определяются условиями договора. Вознаграждение может быть либо перечислено Агенту после утверждения отчета, либо удержано из суммы средств, которая причитается Принципалу.

В соответствие с нормами ГК РФ, Принципал обязан возместить агенту все расходы, произведенные Агентом в ходе выполнения поручения Принципала. Агент в ходе выполнения поручений Принципала может заключить Субагентские договоры. При этом Агент остается ответственным перед Принципалом за действия Субагента.

Бухгалтерский учет посреднических операций в рекламных агентствах ведется на балансовом счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Необходимо так организовать учет, чтобы раздельно учитывать:

  • расчеты с покупателями и заказчиками в рамках выполнения агентского договора,
  • расчеты с принципалом по отчету Агента,
  • расчеты с принципалом по агентскому вознаграждению.

Для учета своих затрат (затрат самого Агента) необходимо использовать 20 счет — в части прямых затрат и 26 счет — в части косвенных затрат.

К прямым затратам целесообразно отнести:

  • оплату труда персонала, занятого исполнением поручения клиента,
  • страховые взносы,
  • амортизацию оборудования,
  • материальные затраты, связанные с выполнение поручения клиента.

Все остальные затраты в составе косвенных расходов отнести на 26 счет.
Необходимо будет выбрать и закрепить в учетной политике способ списания затрат с 26 счета (либо на 20, либо сразу на 90).

Если в бухгалтерском учете агентства будет достаточно сложно разбить затраты на прямые и косвенные, можно все затраты учитывать на 26 счете. И списывать затраты в 90 счет как себестоимость продукции.

Если Агент в ходе выполнения поручения Принципала (клиента) часть своих обязанностей по выполнению поручений Принципала перекладывает на другие организации, то в таком случае заключается Субагентский договор.
В этом случае Агент сам становится Принципалом по отношению к Субагенту.

Для отражения расчетов Агента с Субагентов можно использовать 60 счет (что более наглядно), или открыть дополнительные аналитические счета на 76 счете.

В целях налогообложения агентских операций необходимо помнить следующее:   

  1. Имущество, которое получает Агент для выполнения агентского поручения, не является собственность Агента.
  2. Денежные средства, полученные в ходе выполнения поручения Принципала не являются доходом Агента.
  3. Не являются расходами затраты, произведенные Агентом для Принципала и возмещаемые Принципалом.

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль и НДС является только величина вознаграждения Агента.

Отдельно несколько слов о порядке получения и выставления счетов-фактур по рассматриваемым операциям.

  1. Агент, получив счет-фактуру (сф) от поставщика на имя Агента, регистрирует сф в журнале полученных счетов-фактур и передает копию указанного сф Принципалу. В книге покупок Агента данный сф не регистрируется.
  2. На основании полученного сф Агент выставляет свой собственный сф на имя Принципала, указывая наименование продавца, ИНН и КПП и место нахождения реального поставщика. Данные об Агенте могут быть внесены в сф факультативно. Этот сф регистрируется в журнале выставленных сф без регистрации в книге продаж.
  3. Принципал, получив такой сф, регистрирует его журнале учета полученных сф и в своей книге покупок и получает право на вычет.
  4. Агент выставляет Принципалу сф на агентское вознаграждение и регистрирует этот сф у себя в журнале выданных сф и книге продаж.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ № 1137 от 26.01.2011г.

Если у Вас имеются вопросы, Вам необходима помощь или консультация по вопросам бухгалтерского учета в рекламном агентстве, просим обращаться к нашим специалистам по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.