Бухгалтерский учет для руководителей. Часть 4. Составление баланса

Баланс предприятия — это таблица, состоящая из двух частей — Актива и Пассива.

Все финансово-экономические показатели предприятия в балансе сформированы на отчетную дату (на последнее число месяца) и отражают состояние имущества и обязательств предприятия на отчетную дату (на последнее число месяца).

Закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, вступивший в силу с 01 января 2013 года, предусматривает представление налоговым службам только годового баланса. Ежемесячное составление баланса полезно самим предприятиям, поскольку позволяет понять динамику финансово-экономических показателей.

Ежемесячному составлению баланса предшествует большая работа.


Первоначально, необходимо отразить в учете все хозяйственные операции, которые в отчетном месяце проводились на предприятии.

В этой связи актуальным является вопрос своевременности представления бухгалтерской службе первичных учетных документов: авансовых отчетов, табелей учета рабочего времени, накладных от поставщиков, актов выполненных работ и накладных на отгрузку товара, кассовых и банковских документов.

Необходимо проверить правильность оформления учетных документов, наличие всех обязательных реквизитов, печатей и подписей и провести эти документы в учете (то есть, составить бухгалтерские проводки).

Если у предприятия имеются кредиты или займы, необходимо рассчитать и начислить последним днем месяца проценты по займам и кредитам.

Для начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам существует специальный документ, который так и называется.

Необходимо начислить зарплату рабочим и служащим и налоги с фонда оплаты труда, а также другие налоги (на имущество, транспортный, земельный, енвд, усн, экологический сбор).

Особое внимание необходимо обратить на счета расчетов с поставщиками и подрядчиками и счета расчетов с покупателями и заказчиками.

Поскольку, при составлении баланса, сальдо по этим счетам отражается развернуто.

Нужно сформировать по каждому из контрагентов оборотно-сальдовую ведомость в разрезе субсчетов и проверить, свернутое и развернутое сальдо по каждому из контрагента.

Оптимально, по крупным контрагентам подписать акты сверки расчетов.

Далее документом “Закрытие месяца” списываются себестоимость, издержки, выявляется финансовый результат и отражается прибыль или убыток от хозяйственной деятельности.

После этого можно приступать к расчету налога на прибыль, если предприятие является плательщиком этого налога.

Перед составлением баланса формируем оборотно-сальдовую ведомость за месяц и внимательно анализируем остатки по всем бухгалтерским счетам.

Проверив остатки и устранив обнаруженные в момент проверки технические ошибки, можем переходить к завершающему этапу.

Составление баланса означает, что

  • все дебетовые остатки по бухгалтерским счетам отражаются в активе баланса,
  • все кредитовые остатки по бухгалтерским счетам отражаются в пассиве баланса.

Данные актива и пассива баланса равны между собой.

Движения по забалансовым счетам (товары, принятые на комиссию, выданные обеспечения и другие) отражаются за балансом, в специальной справке.

Данные, отраженные на забалансовых счетах, также важны для анализа финансов-хозяйственной деятельности предприятия, как и данные о наличии прибыли, кредиторской и дебиторской задолженности, основных средствах и запасах предприятия.

Составление баланса включает еще и составление отчета о прибылях и убытках (или отчета о финансовых показателях) по форме 2. Данный отчет отражает выручку и расходы предприятия, внереализационные доходы и внереализационные расходы и операционную прибыль в динамике за несколько лет (3 года).

Информация, содержащаяся в балансе, может быть интересна не только самому предприятию, но и сторонним организациям.

Например, кредитным учреждениям, в которые предприятие обращается по вопросу привлечения заемных средств, интересна отчетность за несколько лет.

Многие контрагенты при подписании договоров и контрактов рекомендуют представить финансовую отчетность предприятия, особенно в составе тендерной документации.

По этой причине, к составлению баланса необходимо подходить ответственно и вдумчиво, привлекая квалифицированный бухгалтерский персонал и современное специальное программное обеспечение.

Если по каким-то причинам составление баланса вызывает затруднение, Вы всегда можете обратиться к специалистам компании “СальдоКонсалт”.