Бухгалтерский учет в автоцентре

Автоцентр является одновременно и предприятием торговли (автосалон) и производством (станция технического обслуживания).

В автоцентре одновременно осуществляется несколько различных видов деятельности. В связи с этим возникает необходимость организовать бухгалтерский учет сразу по нескольким направлением:

  • розничная торговля автомобилями, запчастями, дополнительным оборудованием и аксессуарами,
  • продажа автомобилей по системе трейд-ин (автомобили с пробегом),
  • оптовая торговля запчастями, аксессуарами,
  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей,
  • гарантийное обслуживание автомобилей,
  • посредничество.

Одни виды деятельности облагаются по ОСН (основной системе налогообложения), по другим видам деятельности может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

Облагаются ОСН следующие виды деятельности:

  • розничная торговля новыми автомобилями,
  • розничная запчастями, дополнительным оборудованием аксессуарами,
  • оптовая торговля комплектующими, запчастями, дополнительным оборудованием,
  • посредничество при продаже автомобилей с пробегом,
  • гарантийное обслуживание автомобилей.

Облагаются ЕНВД следующие виды деятельности:

  • техническое обслуживание, мойка и ремонт автомобилей.

В связи с тем, что в одном юридическом лице совмещается несколько налоговых режимов, бухгалтерской службе автоцентра необходимо организовать раздельный учет:

  • доходов,
  • расходов,
  • входного НДС.

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета каждого из видов деятельности, которые могут быть представлены в автоцентре.

Бонусная программа Импортера.

Автоцентр продает конечным покупателям новые автомобили. В этом случае автоцентр выступает как автосалон. Как правило, автосалон является официальным Дилером одной или нескольких марок и получает автомобили для продажи от Импортера. Линейка автомобилей ежегодно обновляется. Планы по реализации автомобилей заключаются тоже на год.

Марка следит за выполнением плана продаж автомобилей. Для стимулирования деятельности Дилера марка разрабатывает Бонусную программу (бонусы и скидки).

Бонус выплачивается за:

  • выполнение плана продаж,
  • качество обслуживания клиентов,
  • соответствие архитектуры и общей концепции марки,
  • перевыполнение плана в пределах установленной нормы.

В расчете бонуса принимают участие такие показатели, как своевременное представление финансовой отчетности, обучение персонала по программе, разработанной Импортером, соответствие объема продаваемых автомобилей площадям шоу-рума и другие показатели, которые Импортер считает существенными. Сумма бонуса начисляется по итогам работы за прошедший квартал. Бонусы не привязаны к конкретным автомобилям, поэтому сумма бонуса не облагается НДС.

Кроме бонуса, Импортер начисляет Дилеру скидки. Скидки привязаны к конкретному автомобилю. В Акте и Счете-фактуре на скидки поименованы все автомобили по VIN-номеру с указанием размера скидки.

Скидки могут быть нескольких видов. Ретроспективная скидка начисляется уже после того, как покупатель оплатил и получил автомобиль (право собственности на автомобиль перешло к покупателю). Импортер может предоставить скиду на модель определенной комплектации для стимулирования продаж. Такую скидку Импортер может предоставить еще до продажи автомобиля.

И бонусы и скидки могут быть учтены как внереализационные доходы.

Сумма бонусов и скидок может быть зачтена в счет оплаты автомобилей. Иногда Импортер переводит сумму причитающихся скидок и бонусов на расчетный счет Дилера.

Учет новых автомобилей.

Импортер осуществляет отгрузку новых автомобилей в адрес дилерского центра на основании согласованных планов продаж. Обычно склад новых автомобилей Дилера составляет 2,5 объема месячных продаж.

Чтобы обеспечить равномерность продаж автомобилей, склад Дилера должен систематически пополняться. Поэтому Дилер вынужден регулярно производить выкуп автомобилей у Импортеров. Многие дилеры сумму выручки за автомобили расходуют исключительно на выкуп новых автомобилей у Импортера. Для этих целей открывается отдельный расчетный счет.

Импортер может предоставить Дилеру коммерческий кредит (отсрочку платежа) за новые автомобили. Те марки, которые уже имеют свое кредитное учреждение (Тойота Банк- марка Тойота и Лексус, Фольксваген Банк- марки Фольксваген, Ауди, Шкода) заключают трехсторонний договор (Импортер-Дилер-Банк) и для выкупа автомобилей в Концерне предоставляется банковский кредит. Суть операции не меняется. Пока Дилер не оплатит автомобиль Импортеру своими деньгами, он не получил ПТС, а значит Дилер не сможет передать автомобиль покупателю.

ПТС на автомобиль Импортер передает на хранение в банк, через который проводятся расчеты за автомобили. Дилер оплачивает выставленный Импортером счет за автомобиль (отдельно по каждому VIN -номеру) и после того, как денежные средства поступят на расчетный счет Импортера, банк получит распоряжение Импортера выдать ПТС Дилеру. Право собственности на новый автомобиль переходит в момент оплаты автомобиля Дилером. Теперь Дилер может передать новый автомобиль конечному покупателю.

Бухгалтерский учет новых автомобилей ведется на забалансовом счет 004 до того момента, пока автомобиль не будет оплачен собственными средствами. После выкупа автомобиля у Импортера 004 счет закрывается и автомобиль отражается как товар для перепродажи на 41 счете.

При реализации автомобилей важно учитывать несколько моментов:

  1. автомобиль не может быть продан ниже входной цены (закупочной стоимости),
  2. сначала покупатель полностью оплачивает автомобиль, а только затем происходит отгрузка автомобиля.

Импортер устанавливает рекомендованную продажную цену каждой модели в зависимости о комплектации. И следит за уровнем цен реализации моделей. Реализация автомобиля по цене, ниже закупки, разрешается только в том случае, если от Импортера поступила Директива на этот счет и Импортер впоследствии компенсирует потери Дилера.

Бухгалтер, который ведет учет новых автомобилей, перед тем, как подписать документ на отгрузку автомобиля (накладную и Акт о передачи автомобиля), обязан проверить, не продан ли автомобиль по цене, ниже закупочной.

Деятельность по продаже автомобилей облагается по общей системе налогообложения.

Спорным остается вопрос о моменте принятия к вычету НДС по новым автомобилям.

Поскольку в законе указано, что НДС можно принять к вычету в момент отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета (без уточнения: на балансовых или на забалансовых счетах), то есть мнение, что отразив поступление автомобиля на забалансовом 004 счете, (если в этот момент у Дилера имеются ТТН и СФ) Дилер может принять к вычету НДС.
Рисковать или нет, каждый решает сам. Мы рекомендуем вычет НДС учитывать только после оплаты автомобиля и отражении автомобиля на счете 41 “Товары для перепродажи”.

Учет запчастей, деталей, аксессуаров, доукомплетации, масел и дополнительного оборудования.
Кроме торговли автомобилями, автоцентр оказывает услуги по продаже запчастей, масел, аксессуаров, доукомплектаций и дополнительного оборудования. А также оказывает услуги по гарантийному ремонту и постгарантийному обслуживанию (техническое обслуживание, мойка и ремонт транспортных средств).

В момент получения запчастей, деталей, гсм, аксессуаров (назовем их условно запчасти) неясно, будут ли эти материальные ценности проданы, или будут использованы для ремонта и технического обслуживания автомобилей и включены в заказ-наряд. Поэтому в момент оприходования вся сумма НДС по запчастям принимается к вычету, а стоимость запчастей приходуется на балансовый счет 10 “Материалы”. По мере отпуска запчастей в ремзону для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей, НДС восстанавливается на 20 счет “Основное производство”.

Если детали использовались для выполнения гарантийного ремонта, НДС также должен быть восстановлен и отнесен на стоимость запчастей.

Ввиду совмещения различных видов деятельности (ЕНВД- техническое обслуживание автомобилей, ОСН НДС 18% — продажа запчастей, ОСН без НДС — гарантийный ремонт), необходимо организовать раздельный учет НДС косвенных расходов. Механизм грамотно разработан посредством программы “1С-Бухгалтерия 8”. И позволяет используя штатные программные инструменты, обеспечить требования налогового законодательства.

Вообще, учет склада запчастей и отпуск запчастей в производство (отгрузку деталей в заказ-наряды) является одним из сложных участков в автоцентре ввиду большого количества номенклатурных позиций.

Учет поступлений запчастей на склад и выдачу запчастей в заказ-наряды или для реализации необходимо автоматизировать, используя для этих целей систему штрих-кодирования.

Обеспечение сохранности ценностей.

Внедрение системы штрих-кодов — один из методов повышения сохранности материальных ценностей. О сохранности материальных ценностей (именно деталей, запасных узлов, красок для кузовно-малярного производства и прочее) необходимо вообще сказать несколько слов.

На таком предприятии, как автоцентр, велик соблазн хищения материальных ценностей. И возможностей для этого более чем достаточно. Вот несколько примеров из реальной жизни:

  1. Работники сервиса договорились, включили в заказ-наряд масляный фильтр, получили его со склада, но менять фильтр в автомобиле клиента не стали, думали, что клиент не заметит. Клиент попался умный. Зная, что такие случаи возможны, от пометил старый краской. После получения автомобиля с ТО клиент выявил подлог.
  2. К работнику отдела запчастей обратился его знакомый с просьбой продать подешевле дорогостоящий воздушный фильтр. Работник отдела запчастей договорился с работниками склада. Взамен старого фильтра продавец запчастей получил новый. Складские работники старый фильтр отправили Импортеру якобы как брак.
  3. Работники склада, проверяя товар, полученный от поставщика, указывают на недостачу нескольких ходовых дорогостоящих позиций. На самом деле, недостачи не было. Товар был похищен, для последующей перепродажи. Этот факт подтвердили представители поставщика (поставка была контрольная).
  4. Гарантийный инженер составил заявку по гарантийному ремонту, Импортер одобрил гарантийную заявку после утверждения ее заводом-изготовителем. Затем заказ-наряд на гарантийные работы снова открыли и добавили деталей, которые изначально в гарантийном ремонте не участвовали. Детали получили со склада и продали.
  5. Отдельный случай — учет бензина, который приобретается для предпродажной подготовки. Не секрет, что порой чтобы снять автомобиль с автовоза, необходимо долить в банк бензин. Для того, чтобы клиент, приобретая новый автомобиль, мог доехать на нем до ближайшей заправки, необходимо влить в банк автомобиля сколько-то бензина. На этот счет создаются нормы. Но кто проверяет, сколько бензина наливается в банк автомобиля, льют ведь из канистры и на глазок. И потом, в бак какого автомобиля влит бензин. Можно ведь и личный автомобиль отдать в мойку и влить в него бензина (за счет того, что по предпродажной подготовки).

Таких примеров можно привести много. Уследить за тем, какие придумываются методы с целью личного обогащения, не просто. Поэтому, изначально необходимо организовать учет материальных ценностей таким образом, чтобы все учитывалось в одной программе, например в “1С”. Если на предприятии используются несколько различных программ (для учета автомобилей- одна, для учета запчастей — другая и Бухгалтерия), то необходимо организовать выгрузку правильных данных из всех программ в Бухгалтерию.

Целесообразно ежедневно закрывать период в программе для того, чтобы не было несанкционированных изменений данных прошлых периодов. А все необходимые изменения проводить таким образом, чтобы не изменялся первый (изначальный)  вариант документа.

Учет доходов и расходов.

Ввиду того, что в автоцентре совмещаются несколько видов деятельности, необходимо организовать раздельный учет выручки и учет расходов по видам деятельности. Для этих целей отрываются аналитические счета по всем видам деятельности на 90 счете.

Для расходов открывается подробная аналитика на 44 счете. Если расходы невозможно отнести к какому-то конкретному виду деятельности, такой расход распределяется. Эта методика отработана в программе “1С-Бухгалтерия 8”. Распределение происходит методом удельного веса каждого вида выручки к общей выручке.

Для того, чтобы корректно формировалась декларация по налогу на прибыль, флаг “отражать в налоговом учете” необходимо выставить во всех документах, в том числе и документах по деятельности, облагаемой ЕНВД.

Если Вам потребуется помощь или консультация, просим обращаться к нашим специалистам по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.