В последнее время индустрия красоты развивается ускоренными темпами, открывается большое количество салонов и студий красоты, спа-центров и просто парикмахерских.
Владельцы такого бизнеса в первую очередь озабочены актуальными организационными вопросами:
- какой объем косметических препаратов и расходных материалов приобрести,
- как рационально распределить складские запасы,
- какие услуги наиболее рентабельны,
- какие специалисты приносят наибольший доход салону,
- какие клиенты являются для салона ключевыми,
- и многое другое!
О том, как организовать бухгалтерский учет в салоне красоты, обычно начинают думать, когда приходит время платить зарплату, составлять отчетность и платить налоги в бюджет. И напрасно, ведение бухгалтерского учета в салоне красоты является ключевой задачей, поскольку данные бухгалтерского учета могут быть использованы в управленческих целях и способствовать более эффективной организации бизнес-процессов и увеличению прибыли владельцев бизнеса.
Как должна быть устроена бухгалтерия в салоне красоты, как вести учет и на что обратить особое внимание?
В организации учета в салоне красоты можно выделить несколько основных участков:
- склад косметических препаратов и расходных материалов,
- учет клиентской базы,
- учет реализации по видам услуг,
- учёт реализации сопутствующих товаров,
- учет заработной платы персонала,
- организация рекламных кампаний и учет рекламной продукции.
Рассмотрим каждый из участков подробно.
Учет склада материалов, препаратов и продукции.
Если бухгалтерия салона красоты отражает позиции на складе лишь по факту поступления на склад и по факту выдачи материалов и препаратов со склада, это неверно. В салоне красоты кроме склада есть кабинеты, витрины, лаборатории. Именно внутреннее перемещение материалов и препаратов, их передача со склада в витрину, кабинеты или лаборатории имеет первостепенное значение для того, чтобы избежать утечки продукции в неизвестном направлении, или избежать ситуации, когда вышел срок годности товаров, находящихся на витрине, в кабинете, лаборатории.
Для того чтобы картина использования материалов была достоверной и понятной в любой момент, на каждый кабинет, витрину, отдел или лабораторию заводятся отдельные листы учета.
Для удобства можно уже в момент получения препаратов (материалов) напротив каждой позиции отмечать, куда будут переданы препараты (материалы):в витрину или в лабораторию. То есть накладная должна быть отредактирована так, чтобы при взгляде на нее было сразу ясно: вот этот крем у нас был передан для продажи в витрину в кабинете косметологии, вот тот — в лабораторию парикмахерского зала или в качестве стратегического запаса отправлен на основной склад или на витрину, подконтрольную администратору для продажи.
Бухгалтер в салоне красоты должен обязательно отражать все без исключения внутренние перемещения препаратов и материалов в кабинеты, лаборатории или на витрины. Для этих целей используется документ “накладная на внутреннее перемещение”.
Факт списания материалов, продукции или препаратов документируется на стадии расхода. Для максимальной наглядности расходов проще всего привязывать списание продуктов к конкретному клиенту.
В целях контроля фактических остатков продукции, материалов и препаратов
бухгалтерия в салоне красоты обязана проводить плановые ежемесячные и внеплановые выборочные инвентаризации складских остатков.
На стадии формирования заказа поставщику рекомендуем вести Тетрадь заказов, в которой делать постоянные отметки в процессе работы. Тетрадь заказов необходимо сверять с накладной на поставку, потому, что поставщики не всегда доставляют весь перечень заказанных продуктов. Например, заказали 7 тюбиков краски, а привезли 5. Просто у поставщика на складе столько не оказалось. В итоге этих двух позиций кому-то не хватит. А это чревато накладками в работе, утратой лояльности клиентов и пагубно сказаться на репутации салона. А зачастую (особенно, если идёт крупный заказ) поставщики включают в поставку те позиции, которые салон не заказывал, но они залежались на складе поставщика. Тот, кто доставляет продукцию, торопит администратора – скорей-скорей, машина во втором ряду стоит…. – администратор проверяет по той накладной, которую ему прислал поставщик, и ненужный товар оказывается в салоне красоты. Потому необходимо иметь РАСПЕЧАТАННЫЙ заказ (нередко заказывает товар один администратор, а принимает совсем другой).
Учет клиентской базы.
Правильным будет так выстроить отношения в салоне красоты, чтобы весь персонал понимал, что заработную плату платит не владелец салона, а Клиент. Поэтому необходимо научиться эффективно работать с клиентской базой, а не просто принимать пришедших посетителей.
Фиксируя каждый визит клиента со ссылкой на его ФИО, появляется возможность отследить тенденции роста или спада покупательской активности клиента по отношению к салону. В то же время, имея его координаты, мы всегда можем откорректировать какую-либо негативную ситуацию, связавшись с клиентом напрямую.
Для чего еще необходимо организовать учет клиентской базы?
В целях обеспечения достоверности учета процедур по каждому конкретному клиенту. В целях формирования политики лояльности клиентов салоны красоты готовы предложить своим посетителям скидки по картам постоянного клиента, подарочные сертификаты, абонементы на посещение услуг.
Покупая абонемент на услуги и оплачивая стоимость абонемента единовременно (в качестве авансового платежа), клиент салона красоты получает комплекс услуг или несколько процедур по конкурентной цене. Учет использования денежного аванса взамен получаемой услуги необходимо организовать таким образом, чтобы информация эта была актуальна и доступна для клиента и для специалистов салона красоты. Эта задача решается достаточно просто, если обеспечен учет клиентской базы и на клиента ведется карточка клиента.
Услуги салона красоты. Прейскурант цен на услуги.
Для успешной работы необходимо основательно подойти к составлению прейскуранта цен на услуги салона красоты.
Почему этот документ так важен?
На основании этого документа будет рассчитываться выручка салона красоты.
Какие расходы должна покрывать цена услуги по прейскуранту?
Цена услуги по прейскуранту должна покрывать следующие расходы:
- зарплату специалиста,
- страховые взносы и прочие зарплатные налоги,
- стоимость материалов,
- аренду помещения и коммунальные платежи,
- амортизацию оборудования и основных средств,
- налоги по деятельности,
- накладные расходы (зарплату административно-управленческого персонала, рекламные расходы, канцелярские, хозяйственные расходы и прочие расходы).
Бухгалтерский учет в салоне красоты в части выручки осуществляется отдельно по каждому виду деятельности салона красоты (косметические услуги, солярий, ногтевой сервис, парикмахерские услуги и др.). Для целей бухгалтерского учета рекомендуем составлять общую Карточку услуг на клиента и на мастера. Может быть использован Листок учета выработки форма № БО-11.
В Карточке услуг (форма БО-11) подробно расписываются все полученные клиентом услуги (каждая позиция в отдельности с указанием уточняющих характеристик) и все израсходованные материалы. Далее в карте отражается расчет стоимости услуги.
Чем подробнее фиксируется информация о каждой услуге, предоставленной клиенту, тем достовернее бухгалтерский учет в салоне красоты.
Данные каждой Карточки услуг аккуратно заносятся в бухгалтерскую программу, систематизируются в хронологической последовательности. Существуют программы, созданные на базе 1С Бухгалтерии, которые автоматически вносят информацию по каждому клиенту в базу, в т. ч. и списывают израсходованные на него препараты. Заранее забит расход на каждую услугу (косметологом в том плане сложнее). Данные Карточки услуг будут использованы для начисления заработной платы продуктивному персоналу салона красоты.
Учет заработной платы персонала салона красоты.
Квалифицированные специалисты — залог успеха салона красоты или спа-центра.
Необходимо разработать Положение о заработной плате и премировании персонала с учетом требований, предъявляемых к персоналу и среднего уровня цен на услуги.
Заработная плата продуктивного персонала должна соответствовать сложности выполняемой работы, а также учитывать норму выработки и обеспечивать материальную заинтересованность каждого специалиста. Расценка за выполненную работу должна соотноситься с ценой, заложенной в прейскуранте.
Необходимо постоянно мониторить средний уровень цен по различным видам парикмахерских и косметологических услуг (именно так и происходит «ценообразование»).
В обязательном порядке необходимо заключить трудовые договоры с каждым сотрудником, а также договоры о материальной ответственности.
Несколько слов о рекламе услуг салона красоты.
В целях привлечения клиентов предприятия индустрии красоты регулярно проводят рекламные акции для клиентов, предлагая своим клиентам подарочные сертификаты, карты постоянных клиентов, скидки и бонусы.
Многие салоны выдают своим клиентам подарки из числа той продукции, которая имеется на складе. В целях бухгалтерского учета необходимо создать Положение по рекламным акциям, в котором описать условия выдачи подарков. Необходимо контролировать выдачу подарочной продукции клиентами и регулярно производить списание подарков в бухгалтерском учете.
Выбор системы налогообложения.
Обычно предприятия индустрии красоты предлагают своим клиентам полный спектр парикмахерских и косметологических услуг, ногтевой сервис, солярий, а также реализуют в розницу продукцию по уходу за волосами, лицом, телом, бижутерию.
Парикмахерские и косметические услуги, включая услуги солярия, являются бытовыми услугами (по классификатору кодов ОКУН), по которым может применяться специальный режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
В связи с тем, что с 2013 года применение специального режима ЕНВД не является обязательным, необходимо произвести предварительные расчеты и уже на основании расчетов сделать вывод о целесообразности применения (единого налога на вмененный доход) ЕНВД или (упрощенной системы налогообложения) УСН в отношении этих услуг.
В отношении розничной продажи продукции тоже может быть применен специальный режим ЕНВД, если площадь торгового зала не превышает 150 кв. м (если площадь салона красоты большая (свыше 150 кв. м), то ставится витрина рядом с администратором салона, на плане помещения обозначается часть помещения, на которой осуществляется продажа, издаётся приказ – осуществлять сопутствующую продажу товаров здесь, в отмеченной зоне. В договоре аренды мы рекомендуем написать, что торговля осуществляется с торгового прилавка (площадь которого менее 5 кв. м), а на остальной арендуемой площади оказываются парикмахерские услуги. В этом случае нам удастся избежать претензий со стороны налоговых органов относительно применения режима ЕНВД).
Показателем для расчета базовой доходности для исчисления налога ЕНВД по услугам, оказываемым в салоне красоты, является численность персонала.
Показателем для расчета базовой доходности для исчисления налога ЕНВД по розничным продажам косметических средств является площадь торгового зала.
Возможно применение упрощенной системы налогообложения (УСН) по всем видам оказываемых услуг. Причем, объект налогообложения “доходы минус расходы 15%” представляется более предпочтительным.
Важно помнить еще один момент:
- плательщики ЕНВД освобождены от применения (контрольно-кассовой техники) ККТ и обязаны выписывать клиентам бланки строгой отчетности (БСО),
- если плательщик ЕНВД желает применять ККТ он может это сделать, очень удобно соединить контрольно-кассовый аппарат с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение,
- плательщики УСН обязаны применять ККТ, ежегодно производить замену электронной памяти (ЭКЛЗ), обслуживать контрольно-кассовую машину в специализированном центре.
Автоматизация учета.
В связи с тем, что документооборот в салоне красоты достаточно обширный, вопрос об автоматизации системы учета является более чем насущным. Внедрение специализированной программы дают следующие возможности:
- оперативно получить информацию за любой период времени по любому клиенту и по любому мастеру,
- систематизировать запись клиентов на услуги салона,
- оперативно отслеживать остатки продукции на складе, включая проведение инвентаризации (полной или частичной) складских остатков,
- автоматически формировать складской заказ,
- ведения необходимой статистики для стратегического планирования бизнеса, разработка конкурентной ценовой и маркетинговой политики.
Ведение документации в электронном виде не только отвечает потребностям современного предприятия , но и позволяет сделать систему учета более
прозрачной, удобной и эффективной.
И в заключении несколько слов о том, кому с точки зрения владельцев салонов красоты, лучше доверить ведение бухгалтерского учета. Изучая на бухгалтерских форумах проблемы, которые волнуют бухгалтеров, занимающихся учетом в салоне красоты, неожиданно выяснилось одно обстоятельство.
Оказывается, собственники такого трудоемкого и непростого бизнеса (непростого, потому, что большое движение материалов, потому, что это- люди, а работа с людьми никогда не была простой) готовы доверить бухгалтерский учет в салоне красоты специалистам, для таких целей совсем неподготовленным. На форумах эти специалисты задают вопросы, которые не может задавать специалист, хоть сколько-то знакомый с теорией бухгалтерского учета.
Девочка согласились вести учет в салоне, а сама спрашивает на форуме, какие ей делать проводки, как считать налоги и что это за налоги такие. Специалист и понятия не имеет, где, в каком документе, написано то, что составляет основу ее профессии и за что, в конечном итоге, она и получит заработную плату.
Неужели собственников индустрии красоты не волнует благополучие собственного бизнеса? Волнует, тогда почему Вам не обратиться к специалистам с многолетним опытом, имеющим определенные навыки и знания?
Специалисты компании СальдоКонсалт предлагают бухгалтерское обслуживание салона красоты, студии красоты, спа-центра или косметического кабинета. Ждем Ваших звонков по телефону 309-18-67. Предлагаем Вам воспользоваться формой обратной связи.