Расходование подотчетных сумм необходимо подтвердить

Ситуация, о которой пойдет речь, встречается достаточно часто. Директор получает деньги под отчет и расходует их по своему усмотрению (чаще всего, на личные нужды). 

Таким способом многие директора предпочитают не начислять себе и работникам заработную плату и страховые взносы с нее, а выдать деньги в счет зарплаты из полученных подотчетных сумм. Документов, подтверждающих расход, не представляют. И с чистой совестью считают, что “закрыть” полученные суммы оправдательными документами — это дело бухгалтера. А если бухгалтер с этой задачей не справиться — он плохой, неквалифицированный специалист.

А между тем, на предприятии в обязательном порядке должен существовать Приказ за подписью директора, по которому любое подотчетное лицо:

  1. получает деньги на хозяйственные нужды под отчет на определенный срок, который определен в Приказе,
  2. по истечении этого срока представляет авансовый отчет, подтверждающий расходование подотчетных сумм,
  3. производит окончательный расчет по полученным подотчетным суммам (излишек денег вносит в кассу, перерасход получает из кассы),
  4. и только после этого получает следующую подотчетную сумму.

Такие правила обусловлены применением Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Центральным Банком РФ.

Убедить руководителей компаний в том, что расходование подотчетных сумм без оформления оправдательными учетными документами проверяющие органы сочтут доходом подотчетного лица и доначислят НДФЛ, бывает очень сложно, а иногда и невозможно.

А между тем, именно такой вывод сделал Высший Арбитражный Суд № ВАС-14376/12 от 24.12.12 года. Выданные под отчет работнику денежные средства не облагаются НДФЛ при условии, что понесенные расходы документально подтверждены, а приобретенные за наличный расчет товары, работы или услуги оприходованы или приняты к учету. При отсутствии подтверждающих документов спорные суммы признаются экономической выгодой подотчетного лица.

Вывод не новый. Такую позицию занимали Минфин и МНС и до 2013 года.
Что следует из такого вывода? Все товарные чеки, чеки ККТ, накладные и прочие первичные документы, которые могут подтвердить производственный характер расходов, необходимо собирать и представлять в составе авансового отчета. Всякое расходование подотчетных средств должно быть подтверждено.

Если же расход подтвердить документами не удается, рекомендуем  не позднее окончания срока выдачи денег (этот срок определен в Приказе) сделать следующее:

  1. составить авансовый отчет и приложить имеющиеся документы,
  2. по кассе провести операцию внесения неиспользованных подотчетных сумм (ПКО на остаток подотчетной суммы),
  3. по кассе провести операцию выдачи новой подотчетной суммы на новый срок (РКО на сумму, равную или большую, чем та, что была внесена).

Фактически из кассы будет выдана только разница.

А далее — помним, что расходование подотчетных сумм необходимо подтвердить документами, поэтому собираем чеки и составляем авансовый отчет.

По вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности просим обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.