Бережливый предприниматель вызывает уважение в предпринимательском сообществе. Приятно, когда денег от бизнеса хватает и на налоги, и на автомобиль, и на отдых, и на квартиру, и на бизнес. Предприниматели стремятся экономить денежные средства любой ценой.
На чем чаще всего экономят? Ответ на вопрос очевиден — на налогах и на зарплатах. Налоги платить немодно, как впрочем и зарплаты непрофильному персоналу — бухгалтерии.
На днях одна знакомая попросила провести экспресс-аудит компании, которую она собиралась приобрести. Прежний владелец — ее хороший приятель, переехал в столицу. Компания ему была не нужна, но дорога как память. Тем более, что с его слов, все документы в полном порядке. Бухгалтер — свой человек, к тому же асс своего дела, да и брал за работу немного. Компания применяет Упрощенную Систему Налогообложения.
Моя знакомая — человек очень занятый и любит доверять информацию и документы только проверенным людям. Она хотела быть уверенной в том, что в последующем с этой компанией не приключится никаких неприятных историй.
Я составила список документов, которые хотела бы посмотреть. И в означенный день перезвонила бухгалтеру приобретаемой организации. Встреча переносилась несколько раз. После шестой попытки договориться о встрече, я поняла, что у бухгалтера просто нет в наличии тех документов, которые я прошу. Прошло три недели, документы представлены не были.
Моя знакомая не решилась на покупку компании с историей. Сделка расстроилась из-за отсутствия документов как таковых. А между тем я не просила ничего особенного, только то, что должно быть обязательно (а как иначе?).
Вот этот список документов, которые понадобились мне, чтобы составить представление о том, чем дышит компания:
- Учредительные документы (Устав, Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, прочие).
- Отчетность за последние три года (декларации, Книги доходов и расходов, отчеты в ФСС и ПФР).
- Документы, подтверждающие расходы (Акты выполненных работ).
- Оборотно-сальдовые ведомости за 2013 год (ведь с 2013 года компании, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и представить по окончании календарного года бухгалтерскую отчетность в Органы статистики).
- Приказ по учетной политике на 2013 год.
- Банковские документы.
- Приказы по компании.
Прежний владелец компании был недоволен, что у бухгалтера требуют какие-то документы. Зачем?
А вдруг там налоговые риски, кто будет платить штрафные санкции, в случае, если (не приведи господь) таковые будут начислены? Ведь у компании будет новый владелец.
Бухгалтер тоже была недовольна, явно не готова к такому повороту событий.
Документов в наличии не было. За те небольшие деньги, которые она получала, она исправно составляла банковские платежки, рисовала декларации с минимальным Единым налогом и отчеты в ПФР и ФСС, сведение по НДФЛ.
Если хотят, чтобы я делала больше, пускай больше платят или делают сами. И ее позиция понятна. У нее таких компаний (по ее собственному признанию) — 15 штук.
Нельзя работать полноценно за неполноценную зарплату. Похоже, что эта истина незнакома любителям сэкономить любой ценой.
Почему, в погоне за дешевыми бухгалтерскими услугами владельцы готовы рисковать своим благополучием? Или они думают, что проверка никогда не придет, а если и придет, то они смогут договориться? А если нет, что тогда?
Совершенно очевидно, что фискальная политика государства будет ужесточаться, проверять будут чаще, больше и строже. И эти изменения ждут налогоплательщиков уже в 2014 году. Кроме этого, в Уголовный Кодекс возвращаются статьи о налоговых преступлениях.
Так может не стоит экономить на бухгалтере (бухгалтерском учете), чтобы потом не было мучительно больно?