Недавно в разговоре одна знакомая, владелица нескольких компаний, специализирующихся в сфере шоу-бизнеса, гордо сообщила, что с бухгалтерией у нее все в порядке. У нее идеальная бухгалтерия, все документы подшиваются к банковским выпискам, выписки разложены по датам, и поэтому претензий со стороны проверяющих органов не может быть вообще.
Бывает же такое, подумала я, мечта любого бухгалтера — идеальная бухгалтерия:
- стройные ряды папок с первичными документами,
- тома бухгалтерских ведомостей и карточек, неверное заполнение которых грозит штрафными санкциями для компании,
- бухгалтерская и налоговая отчетность, составленная без ошибок и отправленная в срок в контролирующие органы,
- все первичные документы отработаны, нет завалов и свалок документов на рабочем столе.
Это реально? И как можно добиться такого результата?
Прошло немного времени, и эта знакомая попросила провести экспресс-аудит своей компании. Выводы, которые были сделаны после проведения экспресс-аудита, изложены в этой статье. Возможно, кому-то из руководителей или собственников они помогут понять, насколько идеальна их идеальная бухгалтерия.
1. Несвоевременное оформление первичных оправдательных документов по хозяйственным операциям.
Любые движения денег и материальных ценностей оформляются оправдательными документами. Документы необходимо оформить в момент совершения операции или сразу после ее окончания, подписать, поставить печати.
Отсутствие первичных документов может сослужить плохую службу, повлечь штрафные санкции со стороны контролирующих органов. Особенно если документы подтверждают расходы компании.
2. Содержание документа важно не меньше, чем форма документа.
Помните, просто перечислить кому-то деньги на карту нельзя, даже если этот человек Вам очень дорог. Если Вы перечисляете зарплату, то сначала необходимо перечислить налоги по зарплате. Если Вы решили помочь своей тете, любимая собачка которой внезапно заболела чумкой, не забывайте исполнить обязанность налогового агента и перечислить налог на доходы физических лиц у источника выплаты.
Обращайте внимание на то, что Вы пишите в поле “назначение платежа”. Исправить назначение платежа в платежном поручении сложно, иногда просто невозможно. Неверное назначение платежа может повлиять на размер налогов, которые компания должна будет уплатить по результатам отчетного периода.
3. Эксперсс-аудит как способ оценки идеальной бухгалтерии.
Проведите экспресс-аудит состояния бухгалтерского учета компании. Не всегда штатный бухгалтер способен увидеть свои ошибки или неточности. Экспресс-аудит стоит недорого, поможет оценить состояние бухгалтерского учета и отчетности, своевременно внести исправление в отчетность.